АДРЕС ТЕАТРА:
Казахстан
г. Караганда
пр. Бухар Жырау 32/2
тел.кассы:
8 (7212) 41-06-50




SIC!

ВАКАНСИИ


История театра

Народные артисты

О самом Игоре Юрьевиче и его жене Нине Ивановне можно говорить бесконечно. Вторых таких актеров в нашем театре не было и нет. Они могли стать украшением любой труппы. Приезд Войнаровских в Караганду был значительным событием. Игорь Юрьевич приехал первый раз в мае один без жены, так сказать на разведку. Сразу стало ясно, что хотя у человека приличный возраст, он, как в юности, способен увлечься новым делом. Такой же оказалась и Нина Ивановна. 8 июня они переехали в Темиртау. В одном из интервью Нина Ивановна призналась, что причин оставлять Хабаровский театр не было. «Если бы не было предложения из Казахстана, мы бы не уехали. Режиссер Григорьев получил предложение организовать здесь театр. Он пригласил нас поехать с ним. Долго думали, не решались. Но ведь интересно! Так хочется проверить себя. Новые зрители, какие они?»

На истории жизни этих замечательных людей хочется остановиться. Игорь Юрьевич родился в семье актеров 22 апреля 1912 года в волжском городе Рыбинске. Его отец, Юрий Николаевич Войнаровский (1892-1939), известный артист и режиссер, был категорически против театральных устремлений сына. Но желание работать в театре исполнилось. «Специальности у меня нет, за плечами всего 5 классов, - рассказывал Игорь Юрьевич. А попасть в театр - страсть как хочется. Прихожу в театр города Петропавловска - казахстанского. Открываю там свою душу. Поняли меня, пошли навстречу.

- Рабочим сцены будешь? Говорят.

- Кем угодно! - отвечаю.

Позже я становлюсь хористом, стажером балета. Идут репетиции. И вот мне все больше начинает нравиться игра одного актера. Каждое его слово, движение удивительно легко попадали в цель. Это было как раз то, что волновало меня. Помню, до премьеры оставалось еще много времени, а я уже знал полюбившуюся мне роль красноармейца и мог свободно ее дублировать. Случилось так, что артист, исполнявший эту роль, заболел.

- Срывается спектакль, - сказал мне директор. Придется тебе Игорь, играть Шклярова. Смотри, не подкачай!

Так дожил я до своего дебюта. Спектакль прошел удачно…»

Спектакли давались самые разные: сегодня шла «Наталка Полтавка», а завтра показывали «Броненосец Потемкин» и дальше «Сильва», «Марица». В те времена людей связывали прекрасные взаимоотношения. Ахматов, работник театра, и его жена потихоньку подкармливали молодежь, приглашая к себе в гости, ссужали деньгами. Ведь и в те времена зарплата артистов была символической.

После Петропавловска Игорь Юрьевич постоянно переезжал из театра в театр, из города в город: Чимкент, Семипалатинск, Нижний Тагил, Ижевск, Иркутск, Красноярск, Чита. Он был артистом хора, исполнял небольшие роли, танцевал в балете и снова отправлялся в путь.

В 1936 году Войнаровского принимают на работу в Хабаровский театр музыкальной комедии, слава которого уже тогда звучала на весь Дальний Восток, артистом-вокалистом. Работая артистом хора и балета в предшествующих театрах, он овладел искусством вокала и хореографии, появилась сценическая пластика и артистическая раскованность. Первые роли Игоря Юрьевича в Хабаровском театре: цыгана в «Сорочинской ярмарке» А. Рябова, фельдъегеря в «Холопке» Стрельникова. Продолжительное время Игорь Юрьевич вел вторые роли, учился, перенимал опыт. Режиссер Б. Дашковский выводит его исполнителем ведущих партий, с которыми он блестяще справляется, о чем свидетельствует и следующий эпизод. В премьере спектакля «Свадьба в Малиновке» режиссер и актер Потапченко играл Назара Думу, а Игорь Юрьевич Петрю. На премьере присутствовал автор оперетты Б. Александров. В зале сидел Блюхер и знаменитые летчицы: Раскова, Осипенко, Гризодубова. В антракте они пришли поблагодарить артистов, и Гризодубова, указывая на Петрю (Войнаровского) сказала: «А этого хлопца дайте я поцелую». Игорь Юрьевич, рассказывая этот эпизод, смеялся: «Я потом неделю не смывал след от этого поцелуя».

Когда началась война, Хабаровский театр находился на гастролях в Комсомольск-на-Амуре. Как во всех театрах страны была сформирована концертная бригада для обслуживания воинских частей, в составе которой был и Игорь Юрьевич. Артисты объездили Сахалин и Приморье. В августовские дни 1945 года ансамбль двигался вместе с наступающими частями советской армии, давая спектакли и концерты на привалах, уже в боевой обстановке в Маньчжуриии. На фронте за один день артисты успевали дать концерты в 5-6 воинских частях, а вечером работали сначала в доме офицеров Советской армии в Чаньчуне, а затем в Харбине. В Харбине артистов наградили орденами и медалями, а Игорю Юрьевичу вручили орден Красной звезды.

После войны Войнаровский возвращается в Хабаровский театр музыкальной комедии, где исполняет центральные роли: Люсьена Дибо в спектакле О. Фельцмана «Шумит Средиземное море», Дудля в «Девушке из Шанхая» А. Маренича.

Талант Игоря Юрьевича не ограничивается актерским и вокальным мастерством. Он замечательно исполнял балетные номера и даже выступал в качестве солиста балета. В 1952 году главный балетмейстер Хабаровского театра поставил балет Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» по одноименной поэме Пушкина. Главную мужскую партию Гирея исполнил Игорь Юрьевич.

Через год его дарования и мастерство были оценены. В 1953 году Войнаровскому было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. За 10 лет он создает около 60-ти ролей. Его имя «визитная карточка» театра. В поставленных в начале 60-х годов спектаклях «Цирк зажигает огни» Ю. Милютина и «Севастопольский вальс» К. Листова, впервые прозвучал великолепный дуэт народной артистки СССР Татьяны Шмыги и заслуженного артиста РСФСР Игоря Войнаровского (звание народного артиста РСФСР Игорь Юрьевич получил в 1966 году).

К концу 60-х годов уже более 20-ти лет постоянным партнером в жизни и на сцене была Нина Ивановна Симонова. Нина Ивановна в 1940 году пришла работать в хор театра стажеркой. Поступление в Хабаровский театр было по конкурсу, но даже из прошедших 20-ти человек в театре остались единицы. Работая в театре, Нина Ивановна окончила Хабаровское музыкальное училище, позже театроведческий факультет ГИТИСа. С Игорем Юрьевичем их связала сцена. «Тогда субретки не желали разъезжать по всяким «тютюшам», - рассказывал Игорь Юрьевич. Директор говорит: «Слушай, зачем они тебе? Есть одна девочка в хоре, ты обрати на нее внимание. Симонова. Две недели с ней поработай, и можно ее на гастроли брать». А мне артисты хора сразу: « Да она наглая такая! Противная!». Меня настроить раз плюнуть. Я решил, не поеду с ней, и все. Но уговорили поехал. И тут я увидел, что она такая труженица! Работаем с нею три часа, она вся потом обливается, танцы репетирует. Ну, думаю, все, закончили. Какой там! «Игорь Юрьевич, - говорит, - можно еще раз пройдем все с начала?» Вот те раз, думаю. Говорили же, что она наглая, - и вдруг работящая. Так она за две недели выучила три роли партии в «Сильве», «Мадемуазель Нитуш» и «Роз-Мари». С этого все и началось».

Нина Ивановна считает, что их соединило творчество. «Мы постоянно были заняты, как партнеры в одних спектаклях. Это сыграло решающую роль. Чувства, конечно, были, но они укреплялись совместными успехами. Ни один режиссер за 35лет в театре не разъединял нас! Всегда вместе ставили в пару. Без подоплеки, только исполнительские образы: режиссер смотрел на репетиции и останавливался на нас. Отдавал ведущие роли, потому что если мы вместе заняты, значит, вместе и находим лучший вариант». Нина Ивановна в отличие от Игоря Юрьевича, для которого главное это спектакль, праздник, больше любила репетиции. Образцом для Нины Ивановны была Клавдия Шульженко. «У нее все было продумано досконально. Она исполняла каждую песню с такой самоотдачей, вдохновенно, органично, изящно, легко, на мелких, но выразительных деталях». Многое Нина Ивановна почерпнула и у артистов, приезжающих в театр, например, у Татьяны Шмыги. Первым учебником, по рассказам Симоновой, была для нее книга Станиславского «Моя жизнь в искусстве».

Игорь Юрьевич внимательно относился ко всем мелочам, работающим на образ. Десятки ролей были сыграны им на сцене, и ни разу ни в одном спектакле он не повторился. Во время постановочной работы он волновался как мальчишка, сердился на себя, когда что-то не получалось и жаловался: «Нет, не могу! Ничего не выходит! Откажусь». Когда начинало что-то вырисовываться, он долго и тщательно делал грим. Делал он это мастерски, казалось, грим настолько точен, что можно уже и не играть, а у Войнаровского это «маленькая деталь в характере персонажа». Костюм, грим, походка все выверялось десятки раз, пока не становилось его неотъемлемой частью.

Несмотря на годы работы, когда уже можно было почивать на лаврах или использовать только накопленный опыт, Войнаровские для каждой новой роли искали воплощение в живых людях. Работая над музыкальной комедией А. Исаковой «Хитроумный обманщик» по мотивам сказок об Алдаре-Косе, Нина Ивановна ходила к открытию магазина в Старом городе в Темиртау специально, чтобы подсмотреть манеры поведения казашек и позаимствовать их для роли. «Мне трудно было найти пластическое решение без знаний о народе, - рассказывала Нина Ивановна. Нам повезло: танцы с нами ставил Б. Аюханов. Он показывал мне женщин и в радости, и в гневе. Я хохотала до упаду. Благодарна ему по сей день и вспоминаю добрым словом». Игорь Юрьевич в свою очередь, смотрел, как ходят и разговаривают мужчины, копировал.

В последние годы работы на сцене Нина Ивановна много помогала Игорю Юрьевичу. Да и шутка ли сказать, он больше 65 лет жизни отдал театру и работал, пока хватало сил.

Значимость Войнаровских, их заслуги перед театром невозможно измерить. Они были мастерами старой опереточной школы и их опыт, знания были необходимы театру. Тем более Войнаровские всегда щедро делились секретами мастерства. Они умели подсказать и посоветовать не ущемляя честолюбия артиста, высказывались примерно так: «Тебе не кажется, что здесь лучше будет немного изменить то-то и то-то…?». Войнаровские выпестовали многих артистов театра. Из их воспитанников сейчас в театре работает Елена Ломоносова. Они имели влияние на молодых, не давя авторитетом много поживших людей, а заражая юношеским восприятием, азартом и преданностью своей профессии. Забавна и красноречива такая деталь, когда из Хабаровска уезжали артисты в Караганду, то их спрашивали «Вы едете к Войнаровским?».










 

Карагандинский Театр Музыкальной Комедии
- 2006 - 2007 -