АДРЕС ТЕАТРА:
Казахстан
г. Караганда
пр. Бухар Жырау 32/2
тел.кассы:
8 (7212) 41-06-50


ДИВА

Филинкова Елена Юрьевна (сопрано), работает в Карагандинском академическом театре музыкальной комедии с 1998 года, ведущий мастер сцены, лауреат международных конкурсов, лауреат республиканского конкурса им. К.Байсеитовой, получила второе место на VII республиканском фестивале театров, обладатель Государственной премии РК «Дарын» и почетного знака «Мәдениет қайраткері».
Дебют актрисы состоялся в роли Саффи в «Цыганском бароне» И.Штрауса. На третьем году работы в театре актриса дебютировала уже в опере – «Севильском цирюльнике» Дж.Россини. Вокалистка исполнила партию Розины - партию сложную, требующей концентрированности, собранности, поскольку она, по профессиональному определению, «мелкая, требующая выпевания». Адель из «Летучей мыши» И.Штрауса – одна из любимых ролей, всего же актриса спела порядка двадцати партий. Это Шугар Кэйн («В джазе только девушки» Дж.Стайна), Одетта Даримонд («Баядера» И. Кальмана), Сильва («Сильва» И.Кальмана), Теодора Вердье («Мистер Икс» И. Кальмана), Элиза Дулиттл («Моя прекрасная леди» Ф.Лоу), Диана («Собака на сене» Г.Гладкова), Марион де Лорм («Свадьба Марион» В.Броммэ), Марица («Марица» И.Кальмана) и, конечно, партии из оперного репертуара театра: Флора Бервуа («Травиата» Дж. Верди), Маддалена («Риголетто» Дж. Верди), Флория Тоска («Тоска» Дж. Пуччини) и прочая, и прочая. Профессионализм Е.Филинковой позволяет легко и технично исполнять любые партии, в ее работах есть и темперамент и объем. Неоднократно приглашалась в качестве солистки в НТОБ им. К.Байсеитовой г.Астаны, ГАТОБ им.Абая г.Алматы. Все это результат и характера, и дарования, и заслуженного права на собственный почерк.

Как известно, вы окончили алматинскую консерваторию, класс профессора Н.Шариповой, многие ученики которой сегодня покоряют мировые сцены. Известно также, что и вы преподаете в колледже искусств им.Таттимбета, чувствуете ли вы , что являетесь носителем традиций школы этого великого преподавателя, готовившего музыкальный, культурный генофонд Казахстана?
Я очень благодарна проф. Н.Шариповой, являвшейся специалистом высочайшего класса в области музыки и театра. Преподавателем она была требовательным, нацеливающим только на успех. Она выпестовала немало учеников, ставших звездами сцены. С некоторыми из них я периодически встречаюсь на сцене, например с Алибеком Днищевым. Приняв, так сказать, педагогическую эстафету, я преподаю в колледже искусств, и мои ученики имеют высокий рейтинг поступаемости в высшие учебные заведения.
В своем время существовала шутка о молодых специалистах: забудьте все, чему вас учили и начинайте снова учиться на производстве. Произошло ли подобное с вами?

Да, это произошло, так как, придя в театр музыкальной комедии поняла, что только уметь петь мало, надо уметь двигаться, говорить, владеть сценическим движением и сценической речью, оценивать ситуацию с партнером, чему, к сожалению, в консерватории не учат. Но в театре я встретилась с мастерами сцены, которые, так сказать, повели за руку, помогли. Это заслуженный артист РК Владимир Сухов, заслуженный артист РК Леонид Мельников - старая гвардия, которая с готовностью поможет советом, поделится опытом, не даст тебе застояться или ходить торными дорожками.

Старой гвардии вы отдали долг. Что скажете о молодых коллегах?
Немалые надежды театр возлагает на молодого, динамичного, и смею сказать, талантливого дирижера Романа Калошина. Работая в КАТМК чуть более года, маэстро стал постановщиком и музыкальным руководителем четырех постановок и автором музыки к двум детским спектаклям. Оркестр, под управлением Р.Калошина радует слушателей яркими художественными достижениями, когда обработана каждая музыкальная фраза, явлены чувство стиля и колористическая яркость звучания. Появление молодого, энергичного маэстро стало формулой успеха для оркестра. И мне очень приятно, что его творческая судьба складывается на моих глазах.

Театральное искусство – зрелищное искусство, немало зависит от того, как артист выглядит на сцене. Ставите ли вы художника по костюмам в известность о своих вкусах и желаниях, принимаете ли участие в разработке сценических, концертных костюмов?
Каждый должен заниматься своим делом. К тому же, должна сказать, я вполне удовлетворена качеством театральных костюмов, более того, раз уж выпал такой случай, я бы хотела выразить благодарность всему швейному цеху во главе с Верой Васильевной Роговой за вклад в, так сказать, визуальный ряд спектаклей. Только высочайший профессионализм позволяет шить самые разнообразные костюмы, от римской тоги до смокинга и фрака, от туники до платьев с фижмами, учитывая все особенности театрального костюма. Залогом тому - восторженные отзывы экс-столичной публики во время гастролей этим летом в Алматы. Нельзя не упомянуть и бутафорский цех – головные уборы: цилиндры, котелки, канотье, всевозможные дамские шляпки, даже такие экстремальные, как в мюзикле «В джазе только девушки» и оперетте «Баядера», изготавливают бутафоры под руководством Анары Кажгалиевой.

Караганда большой областной город, но не столица. Не испытываете ли вы беспокойство, недовольство собой, обстоятельствами, не возникают ли ощущения, что вы что то не успели, что-то не сложилось? Не хотели бы перейти в НТОБ им.К.Байсеитовой в г.Астану или в ГАТОБ им. Абая в г.Алматы?
Как актриса я состоялась на сцене Карагандинского музыкального театра, и вне стен КАТМК не мыслю себя, не вижу себя. КАТМК имеет большую и яркую творческую биографию, заслужил звание академического, это единственный театр музыкальный комедии в республике. В стенах этого театра работали такие корифеи сцены, как народный артист РФ И.Войнаровский, народная артистка РК и заслуженная артистка РФ Н.Симонова, заслуженные артисты РК И.Трунов, В.Воробьев, Е.Моканова, Б.Каркач, В.Злыгарев. И сегодня с театром сотрудничают такие театральные светила, как заслуженный деятель РФ режиссер-постановщик Мариинского театра Ю.Александров, заслуженный деятель РФ дирижер С.Ферулев, заслуженный деятель РК К.Ахметов, народный артист РФ А.Дедик, народные артисты РК С.Байсултанов, Н.Усенбаева, заслуж.артистка РК Ж.Баспакова. Ставят новые постановки такие режиссеры, как лауреаты «Золотой маски» режиссер из Мариинского театра С.Цирюк и из Московского АМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко режиссер Л. Налетова и балетмейстеры заслуж.деятель РК Т.Нуркалиев, Г.Бурибаева, М.Лепилина. Из чего можно заключить, что театр не только стяжал себе лавры, но и имеет большой творческий потенциал, и продолжает набирать высоту. И мне вдвойне приятно, что в успехе нашего театра есть и частичка моего труда. К этому следует присовокупить, что наш театр не просто составная часть города, он стал одним из важнейших брендов города, необходимым для позиционирования Караганды во внешнем мире, являя собой во время гастролей полномочного представителя, легата города. Театр в современных реалиях больше чем театр. И только в контексте своего родного театра я вижу свою большую творческую судьбу, свои перспективы, считаю своим долгом продолжать славные традиции КАТМК, плоть от плоти, кровь от крови которого являюсь.

Как относитесь к гастролям, не утомляют ли?
Гастроли необходимы театру и артисту как вода, как воздух, так как это еще одна возможность показать свою работу, пообщаться с коллегами, узнать что-то новое, набраться новой энергии от новой публики. Разные концертные площадки воодушевляют и вдохновляют артиста.

Приходится ли вам отвоевывать свое место под солнцем?
Сцена не место для гладиаторских боев, она предназначена для высокого искусства, все суетное чуждо сцене, вне ее пределов. Первые годы я пыталась доказать, прежде всего себе, что смогу, справлюсь, попытаюсь сделать ту или иную роль. И со временем, с приходом опыта, я начала работать в свое удовольствие, никому ничего не доказывая.

Что вам интереснее играть - современницу или даму из прошлого?
Это не имеет значения, главное, чтобы режиссура был хорошей и трактовка роли интересная. Тогда не замечаешь, какое время в предлагаемых обстоятельствах. Я всегда берусь за роль с огромным интересом и желанием, даже если она не соответствует моему внутреннему состоянию. Пытаюсь сделать роль, исходя из качеств героини, пытаясь понять их, пытаюсь придумать ее жизнь до описываемых событий - «легенду», как говорят в известных кругах, чтобы оправдать логику ее поведения в описываемых событиях.

Стремитесь ли к успеху, волнует ли вас общественное признание?
Несомненно, люди артистичные - люди публичные. И хотим мы или нет, о нас говорят немножко больше иных. Конечно, признание и успех необходимы, уверена, что никакой артист не скажет обратное, но к успеху и признательности зрителя отношусь спокойно и благодарно, так как долго шла к этому, и много труда возложено на этот алтарь. Зрители оценивают это и видят результат, итог в определенной моей работе, который на данный этап мною сделан.

Как относитесь к критическим статьям?
Очень хорошо, если они справедливы, взгляд со стороны необходим. И если критик хоть мало-мальски понимает в искусстве, тогда можно почерпнуть что-то полезное для себя, что-то принять к сведению.

Известно, что много артистов, состоявшихся в таковом качестве в стенах КАТМК, служат музе в иных театрах. Можем ли мы предположить, что миграция, так сказать, артистов обычная театральная практика, что это в генах артиста, родовая память, еще с тех пор, когда они были странствующими?
Мы можем только радоваться тому, что выпестованные нашим театром профессиональные кадры востребованы в театрах не только нашей республики, но и в ближнем, что называется, зарубежье. Что наш театр стал кузницей, поставляющей штаты в СНГ. Театр может гордиться тем, что мои коллеги, которые окрепли, как творческие личности в КАТМК востребованы, и мы рады помогать и в дальнейшем другим театрам, испытывающим дефицит в профессиональных, сложившихся артистах.

О каких спектаклях сожалеете, что они не сохранены в репертуаре?
Очень сожалею о том, что ушли из репертуара опера-буфф «Севильский цирюльник» Дж.Россини и опера «Тоска» Дж.Пуччини.

Как вы относитесь к представителям фауны, и есть у вас кто-либо?
Однозначно положительно, думаю людям иногда надо учиться у животных, которым чужда зависть, корысть и неприязнь и есть только любовь и преданность, то, что теряется сейчас в отношениях между людьми. У нас в семье простой, обычный кот Томас, всеобщий любимчик, появился два года назад. Я счастлива, что появилось это существо – кот, который тебя любит только за то, что ты просто есть.

Что бы вы хотели пожелать своим слушателям в новом году?
Хочу поблагодарить за то, что они посещают наши спектакли, что с нетерпением ждут наших премьер, поблагодарить за любовь к театру, любовь к своим исполнителям. Хотелось бы, чтобы наши встречи с ними были и в этом году всегда радостными, частыми и незабываемыми

Беседу вела
Н.Хан, заведующая литературной частью КАТМК


 

Карагандинский Театр Музыкальной Комедии
- 2006 - 2007 -